![](/upload/iblock/767/dsuq9uk74t0gvk1th1zhhh2kpdl359hh.png)
Инициатор выставки — компания NAUMEN. Выставка «Код искусства» является частью серии мероприятий в честь
Способен ли искусственный интеллект творить? Есть ли у него собственная «муза» и откуда берутся создаваемые им образы? И сможет ли машина по качеству создаваемого контента приблизиться к человеку? Компания NAUMEN отмечает свое
Проводя международную выставку «Код искусства», мы исследуем феномен нейросетей средствами и языком современного технологического искусства. Мы рассматриваем искусственный интеллект как инструмент и философский концепт, а также анализируем его влияние на человека и общество. Массовая культура предлагает шаблонный образ: «сильный» искусственный интеллект, имеющий способность мыслить и осознавать себя как отдельную личность, выступает антагонистом человечества, пытается преодолеть несовершенный, устаревший человеческий разум. Однако сегодня даже «слабый» ИИ, способный решать лишь узкий круг задач, представляет собой более сложное в этическом смысле явление, чем образ, представленный в массовой культуре.
Нейросети, лежащие в основе ИИ, применяются во многих, очень разных областях: от IT и бизнеса до медицины и образования, дизайна и искусства. Конечно, несмотря на свою универсальность, алгоритмы машинного обучения имеют ряд ограничений и «предубеждений», усвоенных из данных. Тем не менее, искусственный интеллект уже влияет на то, что происходит в физическом мире, и становится инструментом для эффективных методов управления.
Мы предлагаем разные взгляды на искусственный интеллект: от экспериментов с эстетикой и возможностями нейросетей до алгоритмов распознавания лиц и оценки влияния нейросетей на человека и общество. У нас представлены как проекты мировых звезд
![](/upload/iblock/424/6sl4g8cf0hsmh40pllsfm3dotyxv0o1n.jpg)
Области интересов — гибридное искусство, биосемиотика и искусственный интеллект. Участвовала во множестве выставок и фестивалей, среди которых Ars Electronica Festival,
![](/upload/iblock/212/fb1zgj4wueffwai0ejt74rr5hphqf9aw.jpg)
![](/upload/iblock/ecb/sqbi2sm6yk22omqiev7jjuhj4gb01rd0.jpg)
![](/upload/iblock/7e4/j7iwb4h83cprzyrcfylk7st3qryag9t0.jpg)
![](/upload/iblock/66a/d4liixqoyo7bqavc122f0cgw4gur51f0.jpg)
![](/upload/iblock/9cc/luskqhnqiw3q1obeqnm32tl21fvp9tpa.jpg)
![](/upload/iblock/0d5/44tu4410vyon1mk6ve3q6pw8mwb42xyu.jpg)
![](/upload/iblock/24e/4id3e8f1hopz0g12h50uu98v23v6engk.jpg)
![](/upload/iblock/27e/u517nfp6kgfaca96hp2prim5yjvk0t0m.jpg)
![](/upload/iblock/649/v90s31jw58jaw4mazm1m5rd2lz8ns864.jpg)
В основе интерактивной инсталляции лежит идея того, что любой предмет или изображение могут быть восприняты как нечто другое. Фантазийный элемент мышления демонстрирует нейросеть, которая была обучена производить подобную трансформацию. Движение и изменение положения предметов служат отправной точкой для генерации различных фактур и узоров, переплетающихся друг с другом в неожиданных комбинациях.
Изменчивость образов обыденных предметов обнажает скрытые подтексты.
Gray Cake (Россия)
Интерактивный проект «Нормализующая машина» в игровой форме предлагает посетителям выставки определить, кто из людей на фото выглядит более «нормальным». В результате зрители обучают нейросеть определять «нормальность» человека. Однако на последнем этапе нейросеть сможет вычислить, насколько «нормальным» является сам зритель. Таким образом авторы исследуют опасный потенциал искусственного интеллекта.
Мушон Зер-Авив, Дэн Стави, Эран Вайссенштерн (Израиль)
Проект основан на исследовании, в котором ученые с помощью нейронной сети генерируют изображение лица человека на основе семпла его речи. Художники переворачивают этот процесс и с помощью ИИ генерируют воображаемые голоса людей на основе алгоритмов распознавания лиц.
Посетители выставки могут сгенерировать свои голоса — каждый голос добавляется в алгоритмическую музыкальную композицию, своеобразный хор, меняющийся со временем в зависимости от количества участвовавших в проекте.
Елена Никоноле, Никита Прудников
Нейросеть StyleGAN2, натренированная на изображениях церквей, переучивается на датасете из внутриигровой фотографии. В результате реальная архитектура смешивается с идеальными цифровыми формами. Однако процесс обучения остается незавершенным: изображения замирают между реальностью и GTA San Andreas. Шпили церквей смотрят в небо, которого никогда не было…
Иван Неткачев
Интерактивная инсталляция предлагает посетителям выставки повзаимодействовать с искусственным интеллектом: они могут сказать в микрофон любую фразу, а искусственный интеллект ее продолжит и сгенерирует видео на основе полученного текста.
Фарит Галеев
В серии скульптур, созданных с помощью
Анна Шустикова
Проект рассматривает искусственный интеллект через метафору оптического инструмента, объясняя базовые принципы работы нейросетей, а также показывая, как искажения и аберрации на различных этапах могут накладывать отпечаток на работу нейронной сети, приводя к неточностям и ошибкам.
Матео Паскуинелли (Италия), Владан Йолер (Сербия)
Инсталляция представляет собой интерактивный интерфейс, который в игровой форме дает зрителям доступ к скрытому пространству нейронной сети. В этом пространстве находят свое отражение разные формы предвзятости и идеологические артефакты, заложенные в тренировочном массиве данных. Художник создает тактильный способ взаимодействия с этим пространством: при перемещении красного шарика нейросеть отражает перемещения внутри латентного пространства в виде изменения видеоряда.
Роман Солодков
Это инсталляция, которая показывает время через цветы. Художница была вдохновлена концепцией цветочных часов Карла Линнея — идеей сада, который показывает время через циркадные ритмы растений. В своей работе Анна Ридлер демонстрирует цветы, которые обладают способностью ощущать время и цветут в определенное время дня. Проект приглашает зрителя поразмышлять о других, нечеловеческих способах определения времени и о том, как концептуально работает время.
Анна Ридлер (Великобритания)
В рамках
:vtol:
В
Юрий Кузнецов
В проекте
Interspecifics (Мексика)
Медиаинсталляция представляет собой аналитический оммаж, связывающий работу «Парижские слежки» Софи Калль и методы сбора персональных данных. В течение месяца автор удаленно подключался к устройствам пользователей, чтобы делать фотографии и собирать аудиозаписи. Из полученных данных был сформирован датасет, на основе которого была натренирована
В работе представлен путь, ведущий от реальных фотографий со взломанных телефонов до изображений, созданных искусственным интеллектом.
Евгений Круглов
Основной интерфейс коммуникации между человеком и почвой — следы и вмятины, оставляемые подошвами нашей обуви. Эти тактильные взаимодействия могли бы стать более осознанными и оздоравливать почвенные слои. Sole Soil предлагает подбор оптимальной конфигурации форм подошвы, учитывающей индивидуальные потребности и проблемы разных типов почв. Вступая в режим диалога с чувствительной поверхностью Земли, проект подготавливает условия для радикальной трансформации наших отношений с окружающими ландшафтами — от эксплуатирующих к бережным и заботящимся.
Юлия Вергазова, Николай Ульянов
В рамках видеопроекта автор исследует возможности популярной нейросетевой архитектуры CLIP для генерации изображений на основе текста. Художник использует этот инструмент для создания короткой анимации в стиле
Алексей Тихонов
В этом интерактивном проекте нейросеть обучается в процессе взаимодействия со зрителями выставки, создавая затем их искаженные движущиеся портреты на основе изображений всех предыдущих посетителей, подходивших к работе. Данный проект в интерактивном формате исследует характерную эстетику нейронных сетей.
Марио Клингеманн (Германия)
Онлайн проект представляет собой
Андрей Клименко
Серия скульптур, созданных с помощью
Entangled Others (
Совместная работа Entangled Others (София Креспо + Фейликан Маккормик) и Робертины Себьянич.
Entangled Others (